Мобильная версия

Стандарты для сертификации

ISO 9001:2008* содержит требования к системе менеджмента качества организации (сокращения - СМК, QMS). Под системой менеджмента качества понимается подсистема менеджмента организации, предназначенная для разработки политики и целей в области качества и достижения этих целей. При этом качество выступает как функция от ряда факторов, таких как: проектирование, закупки, процессы производства, компетентность персонала, состояние оборудования, управление средствами измерения и мониторинга, управление несоответствующей продукцией и прочее. Особое внимание в стандарте уделяется внедрению в организации процессного подхода, лидерству руководства в области качества, ориентации на потребителя, постоянному улучшению и некоторым другим аспектам. Таким образом, требования стандарта ISO 9001 охватывают большую часть деятельности организации и большинство подразделений.

ISO 14001:2004 (ГОСТ Р ИСО 14001-2007) устанавливает требования к системе экологического менеджмента организации (системе управления охраной окружающей среды; сокращения - СУООС, СЭМ, СУОС (применялось ранее), EMS). Общая цель стандарта заключается в поддержке мер по охране окружающей среды при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. ISO 14001 фокусируется на:

  • экологических аспектах деятельности, продукции и услуг организации;
  • требованиях законодательных актов и других требований, которые применяются к экологическим аспектам;
  • целевых и плановых экологических показателях, подготовленности к аварийным ситуациям, методах реагирования на них и прочее.

OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности – Требования (Occupational health and safety management systems – Requirements).

Аббревиатура OHSAS (Occupational Health and Safety Assessment Series) означает: серия оценки профессионального здоровья и безопасности.

Стандарт OHSAS 18001 и сопутствующий стандарт OHSAS 18002 «Рекомендации по внедрению OHSAS 18001» разработаны в ответ на требования потребителей создать признанный стандарт по системам менеджмента профессионального здоровья и безопасности (системе управления охраной труда), в соответствии с которым они могли бы проводить оценку и сертификацию систем менеджмента.

Принципиальное изменение в сравнении с предыдущей редакцией этого стандарта: термин «опасность» более не относится к «нанесению ущерба собственности или ухудшению производственной среды». Теперь считается, что такой ущерб не имеет непосредственного отношения к менеджменту профессиональной безопасности и здоровья, который является целью настоящего стандарта, и эта характеристика включена в область управления собственностью. Помимо общих с ISO 9001 и ISO 14001 положений, касающихся административной системы менеджмента, стандарт затрагивает:

  • опасности, оценка их риска и определение мер управления;
  • законодательные и другие нормативные требования в области охраны труда;
  • измерение и мониторинг результативности профессионального здоровья и безопасности;
  • подготовленность к аварийным ситуациям, методы реагирования на них и прочее.

СТО Газпром 9001-2006*, ч.1 и ч.2 – новый корпоративный стандарт ОАО «Газпром», содержащий значительное количество дополнительных по сравнению с ИСО 9001 требований к СМК поставщиков. Основные дополнительные требования этого стандарта:

  • Документированность СМК, Управление записями и анализ данных;
  • Оценка эффективности процессов, затрат на качество;
  • Управление специальными характеристиками продукции и особо ответственными процессами;
  • Управление сбойными ситуациями;
  • Закупки продукции у поставщиков, одобренных как непосредственными, так и конечным потребителем;
  • Оценка поставщиков организации потребителем;
  • Представительство потребителя;
  • Анализ видов и последствий потенциальных несоответствий;
  • Методы структурирования функции качества.

* П р и м е ч а н и е - В 2008 году выпущены долгожданные стандарты СТО Газпром 9004-2006 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению, части 1-6. Тем не менее, в обозначении стандартов оставлен 2006 год.

Нефтегазовая промышленность работает с опасной жидкостью, газами и разнообразными процессами. Соображения безопасности персонала, штата и общественности, защиты окружающей среды и деловой непрерывности (обслуживание потоков дохода как для компаний, так и для национальной экономики) требуют высокого уровня эксплуатационной целостности. Ключевой элемент в гарантии соответствующих снабжаемых изделий - это система контроля качества, используемая поставщиком товаров и подрядчиком обслуживания. Опыт предыдущих изданий Американского Нефтяного Института API Q1 доказал, что требования, дополнительные к ISO 9001 необходимы для обеспечения гарантии относительно качества изделий и услуг в последовательной и глобальной основе.

Новый стандарт ISO/TS 29001 стал результатом сотрудничества между Американским Нефтяным Институтом (API) и техническим комитетом ISO/TC 67. Новая техническая спецификация ставит своей целью развитие системы контроля качества, которая предусматривает непрерывное усовершенствование, подчеркивая предотвращение дефекта и сокращение изменений и расходов в цепи поставки от поставщиков услуг.

Стандарт ISO/TS 29001, включая требования ISO 9001, расширяет область их применения для определенного сектора промышленности, существенно расширяет требования в отношении разработки, развития, производства, установки и обслуживания нефтяной и газовой продукции.

ISO/TS 29001 предназначено для использования производителям оборудования нефтедобывающей промышленности и материалов, поставщиками услуг в нефтегазовой промышленности, покупателями оборудования, материалов и услуг и организациями, которые могут использовать данный стандарт для проведения оценки соответствия и сертификации.

ISO/TS 16949:2009 – это Технические условия на базе стандарта ISO, позволяющие унифицировать и поставить в один ряд существующие в настоящее время американский (QS-9000), немецкий (VDA 6.1), французский (EAQF) и итальянский (AVSQ) стандарты качества в рамках всемирной автомобильной промышленности с целью устранения потребности в многочисленных актах освидетельствования и сертификации, чтобы, тем самым, удовлетворить потребности и пожелания клиента.

Вместе со стандартом ISO 9001, стандарт ISO/TS 16949 определяет требования системного качества к проекту/разработке, производству, установке и обслуживанию товаров и продуктов, имеющих отношение к автомобильной промышленности. В дополнение ко всему, речь также может идти о специфических требованиях и пожеланиях конкретного автопроизводителя.

Стандарт ISO/TS 16949 был разработан Международной рабочей группой по вопросам автомобилестроения (IATF), совместно с Международной организацией по вопросам стандартизации (ISO).

В состав Международной рабочей группы по вопросам автомобилестроения (IATF) входят представители крупнейших производителей автомобилей всего мира – BMW Group, DaimlerChrysler, Fiat, Ford Motor Company, General Motors Corporation, PSA Peugeot-Citroen, Renault и Volkswagen, а также национальные торговые ассоциации - AIAG (Америка), VDA (Германия), SMMT (Великобритания), ANFIA (Италия) и FIEV (Франция). Японская ассоциация автомобильных производителей JAMA также принимала участие в разработке стандарта ISO/TS 16949.

НАССР – это признанная в мире система анализа рисков и управление критическими точками контроля, целью которой является обеспечение безопасности продуктов для потребителей путем контроля над факторами риска в течение полного цикла производства и транспортировки пищевых продуктов.

НАССР была впервые создана в 60-х годах в США по заказу и применялась при производстве продуктов питания для американских астронавтов. В настоящее время система HACCP получила широкое распространение в странах Европы и Америки и стала всемирно признанным методом в обеспечении безопасности пищевой продукции. Во многих развитых странах (Дания, Германия, Франция, Словения) требование о внедрении системы НАССР на предприятиях пищевой отрасли закреплено законодательно.

П р и м е ч а н и е - В 2001 году в России был введен в действие стандарт ГОСТ Р 51705.1-2001 "Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования" от 23.02.01 года.

Требования потребителей к безопасности продуктов питания постоянно растут. Это ведет к появлению все большего числа стандартов в этой отрасли. Рост числа национальных стандартов на управление пищевой безопасностью породил определенную путаницу. В целях устранения противоречий и недопонимания необходимо международное единство в этом вопросе, ISO работает в этом направлении посредством разработки и поддержки международного стандарта ISO 22000.

Официальное название стандарта ISO 22000:2005 (ГОСТ Р ИСО 22000-2007) - Системы менеджмента безопасности пищевой продукции.Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции.

Стандарт объединяет ключевые элементы пищевой безопасности на всем пути производственной цепочки, включая: обратную связь; управление всей Системой; контроль рисков пищевой безопасности посредством обязательных программ и HACCP Планов; постоянное совершенствование Системы Менеджмента.

ISO 22000 направлен на определение требований к организациям, которые хотят превзойти минимальные законодательные требования к пищевой безопасности. Международный стандарт предназначен для любой организации пищевой отрасли (от производителя до потребителя), включая также организации, чья деятельность связана с обеспечением этого производства (производство оборудования для этой отрасли, упаковочных материалов, добавок и ингредиентов). ISO 22000 разработан также для компаний, желающих внедрить интегрированную Систему управления, объединив, например, ISO 9001 и НАССР.

Инициатива стандарта AS 9100 была выдвинута в 1997 году Американской Организацией по Качеству в Авиации и Космонавтике (AAQG) для обеспечения на международном уровне качества, безопасности и технологических стандартов во всех областях аэронавтики. Взяв за основу важнейшие требования ISO серии 9000, стандарт AS 9100 был адаптирован с учетом сложных и уникальных требований авиакосмической промышленности – от коммерческих перевозок до обороны. Сертификация может проводиться практически в любой области, включая проектирование и производство оборудования, поставку комплектующих для авиационной промышленности, функционирование аэропортов и авиалиний, поставку запасных частей и техническое обслуживание, управление полетами и транспортировку грузов.

ISO 13485/13488 – это набор отраслевых стандартов, касающихся медицинских устройств и дополняющих требования к системам менеджмента качества ISO 9001. В частности, дополнительные требования предъявлены к контролю на стадии проектирования, управлению производственным процессом (включая экологический контроль), специальным процессам, оперативному контролю, документообороту, контролирующим мероприятиям, то есть к тем элементам системы качества, которые играют особую роль в медицинской промышленности. ISO 13485/13488 во многих случаях идентичен EN 46001/46002, но содержит некоторые дополнительные требования.

Различие между ISO 13485 и ISO 13488: ISO 13485 и EN 46001 применяются для производителей медицинской техники и поставщиков услуг, которые осуществляют проектирование. ISO 13488 и EN 46002 применяются для производителей медицинской техники и поставщиков услуг, которые не осуществляют проектирование.

TL 9000 является международным стандартом, устанавливающим требования к системе управления качеством в части проектирования, разработки, производства, поставки, установки и обслуживания телекоммуникационных продуктов и услуг. Данные требования включают минимальный набор показателей/коэффициентов производительности, установленных для оценки прогресса и результатов внедрения вашей системы качества. Данный стандарт использует ISO 9000 как основу, помимо прочих требований существующих отраслевых стандартов и практик.

Требования к этической стороне торговой деятельности приобретают все большую важность на международном рынке, где импортеры и торговцы из экономически развитых стран вводят собственные нормы ведения бизнеса. Все больше организаций стремятся представить заявление для общественности о своем ответственном отношении к условиям, в которых они осуществляют свою деятельность. Следствием этого явилось возникновение ряда инициатив, выдвинутых сотрудничающими рабочими группами - Инициатива Этики в Торговле (Великобритания), компаниями швейной промышленности США и Советом по Экономическим Приоритетам США.

Первым стандартом, на соответствие которому проводятся аудиты в этой области, является SA 8000, разработанный в США Аккредитационным Органом Совета по Экономическим Приоритетам. В основе этой инициативы лежат Конвенции Международной Организации Труда, Всемирная Декларация по Правам Человека и Конвенции ООН по Правам детей.

Сертификация на соответствие стандарту SA 8000 учитывает процедуры и аудиты систем управления, отвечающих за социально приемлемое осуществление рабочих процессов. Она охватывает многие области, включая детский труд, принудительный труд, уровень заработной платы, гигиену труда и безопасность, продолжительность работы и условия найма.

IRIS (International Railway Industry Standard) - Международный Стандарт для Железнодорожной Промышленности. Как и большинство других отраслевых стандартов, - создан на основе ИСО 9001.

Стандарт IRIS разработан при поддержке UNIFE (Европейская Ассоциация Производителей Железнодорожной Техники) и является основой повышения эффективности деятельности предприятий железнодорожного машиностроения.

Назначение данного стандарта заключается в создании системы менеджмента, которая позволяет проводить постоянные улучшения, придавая особое значение предотвращению и снижению числа дефектов в цепи поставок.

IRIS позволяет осуществлять:

  • Менеджмент качества для производителей железнодорожного транспорта;
  • Управление поставщиками производителей железнодорожного транспорта;
  • Устранение / уменьшение дефектов во всех звеньях цепочки поставщиков;
  • Мероприятия, ориентированные на процесс, способствующие согласованности между различными областями деятельности предприятия;
  • Составление бизнес-плана для всех видов деятельности, включенных в проект на предприятиях производителей железнодорожного транспорта;
  • Менеджмент проекта (управление заказами и договорами) и управление проектами на различных площадках предприятия;
  • «Постоянное улучшение», «Менеджмент знаний», «Охрана окружающей среды & профессиональная безопасность» и «Коммуникация»;
  • Заключение договоров на основе IRIS;
  • Доступ к документации системы менеджмента для заказчиков, партнеров и надзирающих органов. База данных поставщиков UNIFE: www.iris-rail.org.

С 22 июня 2009 г. вступила в действие новая редакция стандарта IRIS Rev. 02 и с 1 января 2010 г. все сертификационные аудиты проводятся только на соответствие требованиям новой версии IRIS.